Государственный оборонный заказ 275-ФЗ

Государственный оборонный заказ (коротко ГОЗ) — это задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Одно из значимых отличий гособоронзаказа от торгов в рамках 44 и 223 ФЗ — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.

Виды закупок

Предметом закупок могут быть самые обычные товары/работы/услуги, как по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть ГОЗ — это не только про вооружение. Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:

Закрытые

Их организуют, когда закупка содержит гостайну или предмет закупки связан с разработкой и производством военной техники и оружия. В этом случае поставщика можно выбрать только из числа специально приглашенных участников. В числе одного из условий может стать наличие лицензии ФСБ на выполнение работ, связанных с гостайной. Информация о закрытых закупках не размещается в ЕИС. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ. Для участия в закрытых закупках необходимо не менее чем за 10 дней зарегистрироваться на электронной площадке.

Открытые

Проходят в формате обычной закупки (например, электронного аукциона), которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках ГОЗ. Предметом контракта могут быть те же товары/работы/услуги, что и по 44-ФЗ, например, поставка продуктов или строительство хозяйственного здания.

Порядок открытия лицевых счетов

Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровней по 275-ФЗ должны открыть специальные лицевые счета (Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819) в одном из уполномоченных банков. Через них будут проводиться любые расчеты в рамках ГОЗ. Если госконтрактов несколько, для каждого должен быть отдельный счет.

Техническая особенность закупок по ГОЗ — наличие идентификатора. Это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (Приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.

Далее идентификатор проставляют на всех контрактах, платежках, внутренних приказах, которые сопровождают выполнение заказа в рамках одного гособоронзаказа и пр. Это подтверждение затрат и залог того, что денежные средства по ГОЗ будут перечислены. Идентификатор действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

Порядок расчетов по госконтракту

Вне зависимости от того, каков предмет закупки, присутствуют особенности расчетов в гособоронзаказе:

  • каждая сторона ГОЗ должна открыть отдельный счет в уполномоченном банке и все взаиморасчеты проводить через него;
  • деньги, которые поступают от государственного заказчика, целевые, они направлены на конкретные затраты конкретного заказа
  • если деньги уйдут не по назначению, это будет признано нарушением;
  • после того как контракт будет исполнен, счет в уполномоченном банке закрывается.

В обычных закупках действует правило невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, но в рамках ГОЗ существует четкая законодательная регуляция. Закон № 275-ФЗ дает заказчикам право проверять, как используются перечисленные деньги. Вообще главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность сделки. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать любую информацию, сопутствующую исполнению контракта.

Вывести деньги со спецсчета на обычный расчетный счет можно только после исполнения контракта. Если в рамках госконтракта несколько различных спецификаций, то прибыль можно получить лишь после исполнения всего контракта, а не его отдельной спецификации. Это главное отличие расчетов по 275-ФЗ.

Роль государства

Чтобы обеспечить безопасность и выполнение заказов по 275-ФЗ, Правительство РФ строго контролирует сферу и выдвигает жесткие требования ко всем этапам закупки. Но при этом берет на себя ряд обязательств, которые поддержат исполнителей, например, предоставляет:

  • государственные гарантии РФ по кредитам, которые берут головные исполнители и исполнители, чтобы поставить товар или выполнить работы в рамках закупки;
  • субсидии на уплату процентов по этим кредитам;
  • субсидии, которые помогут предотвратить банкротство головного исполнителя или исполнителя.

Участвовать в закупках в рамках гособоронзаказа сложнее, чем в обычных торгах: есть нюансы в порядке расчетов, отчетности перед заказчиком, работой с банками — их все надо учитывать. Но сфера ГОЗ хоть и накладывает серьезные ограничения, в то же время дает преимущества, в том числе государственные гарантии в части безопасности сделки и финансовой поддержки.

Основные направления взаимодействия с нашей стороны

Минимизация/ исключение рисков административной и уголовной ответственности для головных исполнителей, исполнителей ГОЗ. Защита прав и законных интересов при выполнении ГОЗ. Проведение независимой экспертизы, подготовка правовой позиции и заключений по вопросам ГОЗ. Подготовка ответов на запросы государственных органов исполнительной власти при проверке исполнения государственных контрактов, контрактов, заключенных в рамках ГОЗ.

Аудит заключения и исполнения государственных контрактов, контрактов по ГОЗ. Разработка специального раздела учетной политики (для целей бухгалтерского учета), регламентирующего порядок ведения раздельного учета, соответствующего требованиям НПА в сфере ГОЗ, в условиях банковского и (или) расширенного (базового) казначейского сопровождения, с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности головного исполнителя, исполнителя ГОЗ, в том числе участника казначейского сопровождения.

Подготовка к проверке и сопровождение в ходе проверки. Составление возражений в отношении акта проверки и оспаривание выданного предписания (294-ФЗ от 26.12.2008 г). Обоснование цен при их регистрации. Подготовка ответов на запросы контролирующего органа в сфере ГОЗ.

Сокращение затрат времени и объема документооборота при использовании отдельных счетов головных исполнителей, исполнителей ГОЗ.

Свяжитесь с нами

Наши специалисты всегда готовы ответить на Ваши вопросы и провести бесплатную консультацию по всем вопросам, связанным с государственным оборонным контрактом.

Свяжитесь с нами любым удобным способом.

Заказать обратный звонок



    Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с условиями Политики обработки персональных данных